Выбор размера кадра, битрэйта и кодека.

Чего мы хотим от DivX?

Естесственно качества, максимально близкого к DVD. Как этого добиться? Не перецифровывать DVD, а просматривать его в том виде, как он есть.

Правило №1 - любые перецифровки, фильтры и пр. изменения неизбежно ведут к ухудшению реального качества фильма, несмотря на кажущуюся иногда идентичность и даже, как некоторым кажется, улучшение картинки.

Примите как аксиому, что вы не получите от ДивХ фильма качества, полностью идентичного ДВД при меньшем (иной раз на порядок - 8 Гб в 0.7 Гб) размере файла.

На самом деле (обычно) DVD пишут не круглые идиоты, и качество диска гарантируется иногда человеко-годами работы. Накладывая фильтры мы увеличиваем контрастность, теряя полутона; меняем яркость, теряя динамику цвета; нормализуем аудио до 120-140%, получая перегрузки и искажения во время громких звуков; убиваем видео шумы, размывая картинку; изменяем цветность, резкость, уровень и пр. - мы всегда что-то теряем, по сравнению с оригиналом. Я сторонник подстройки монитора или софт-плэеров, чем порчи оригинального фильма. Мы и так его портим, уменьшая размер кадра и затаптывая его больше, чем он был на ДВД.

Так как же нам перетоптать МПЕГ-2, находящийся на DVD-диске в наш МПЕГ-4, который представляет собой Дивх, потеряв как можно меньше качества?

Для начала надо определиться с выбором размера кадра, вариантом кодека и битрэйтом.

Битрэйт. Имеет определяющее значение для массы конечного файла. Зная длину фильма в минутах (секундах) и предельное количество места, куда мы собираемся поместить потоптанный фильм, можно вычислить (с некоторой ошибкой) нужный нам битрэйт. Это можно сделать как вручную, так и с помощью программ - битрэйт-калькуляторов. Для этого служат Advanced Bitrate Calculator (by Mick Thunder) и DVTool (by Cnife).

Пример расчета битрэйта. Скажем у нас есть фильм 1ч 32мин, мы хотим записать его на CDR-80 min. Полная длина фильма составляет 1*60+32=92 мин. или 92*60=5520 сек. Зная емкость CDR = 734 Мб, мы расчитываем битрэйт: 734000 кб / 5520 сек = 133 кб/сек или 133 * 8 = 1064 кбит/сек. Примерно с таким битрэйтом мы можем жать этот фильм кодеком Low Motion (отняв от него еще битрэйт звука). Лучше конечно же задать чуть-чуть поменьше (скажем 1000 кбит/сек), чтобы не ошибится на 20 кил, которые не влезут на КДшку...

Вариант кодека DivX. Два предыдущих абзаца касаются только кодека DivX Low Motion (LM). У него заданный в кодеке битрэйт определяет средний битрэйт фильма. Хотя если вы зададите очень маленький кадр или в нем будут сплошные черные поля, то реальный битрэйт окажется меньше заданного. А как же Fast Motion кодек, спросите вы? У Fast Motion (FM) кодека задается верхнее значение битрэйта, т.е. предел, выше которого он не может заходить, а вот ниже... Ниже он не только может, но и будет топтать. И очень сильно. Он может при заданном битрэйте 3000 кбит/сек затоптать фильм в 900 кбит/сек. Это значит, что все более-менее равномерные заливки превратятся в детский набор кубиков, разбросанный по вашему кадру. Это могут быть лица крупным планом или равномерные фоны, газон на футбольном поле и т.д. Зато быстрые сцены практически не будут иметь паразитных следов, свойственных LM (это как след от мыши, включаемый в виндах). Кроме того, экономя на равномерных заливках, FM не пожалеет битрэта для быстрых или насыщенных деталями сцен - там реальный битрэйт будет как раз те самые 3000 кбит/сек, а значит кадр будет более качественно выглядеть!

Вот мы и подошли к парадоксу кодека DivX. Топтание с помощью LM на низких битрейтах (900-1200) позволит иметь более ровные заливки, но при резком сдвиге камеры даст нам паразитные шумы. А топтание с помощью FM на высоких битрэйтах (2400/3000/6000) даст нам качественную картинку при насыщенной деталями сцене, но запоганит все равномерные заливки. А парадокс в том, что оба результирующих файла (LM с низким битрэйтом и FM с высоким) могут оказаться одинаковой длины! Причем если длину LM-файла мы уже научились высчитывать, то длину FM-файла высчитать можно только очень приблизительно - он может уехать в ту или иную сторону очень прилично! Скажем при заданном потоке 1800 конечный поток при FM может оказаться как 600, так и 2500 кбит/сек.

Если вам лень долго мучаться с фильмом (клипом), можно уяснить для себя, каких сцен больше в фильме (а еще проще это сделать с клипом - он меньше по времени), и выбрать соответствующий кодек. Ну а если хочется получить наиболее качественный результат (и место это позволяет), то придется применить способ двойного цифрования. Вкратце - фильм цифруется дважды, с LM на низком битрэйте (900 или 1200 или 1800) и с FM на высоком битрэйте (2400 или 3000 или 6000), а затем объединяется в один AVI с переменным битрэйтом либо вручную, на глаз выбирая наиболее подходящий кодек для конкретной сцены, либо автоматически, доверив это серьезное дело программе. Программы - Project DivX или Make Film TNG. От себя скажу лишь, что обе они пока что не удовлетворяют меня качеством автоматического выбора, но в Прожекте Дивх есть возможность ручного выбора сцен, а также возможность одновременного параллельного просмотра обоих АВИ-шек (FM и LM) и этим он предпочтительнее.

Размер кадра или разрешение фильма. Это третья составляющая качества фильма наряду с потоком данных (Data Rate) и вариантом кодека (LM или FM). Обычно кадр фильма в формате DVD (MPEG-2) 720х576 (варианты 640х480 или 768х576). Кадр оригинального размера ДВД-шки даст нам наивысшее качество фильма (четкость деталей), особенно при топтании на высоких битрейтах (LM 6000), но тогда фильм не войдет на один и даже на два Компакт Диска (КД), мало того, его размер будет приближаться к размеру фильма на DVD (около 2-4 Гб). Если мы хотим вместить весь фильм на одну-две КДшки, приходится жертвовать уменьшением потока данных, а значит искажением картинки в кадре. Чем сильнее сжатие (меньше поток), тем сильнее искажения полного кадра. Но если мы поставим размер кадра скажем 40х30 точек, то искажений почти не будет :) Зато и мы почти ничего не увидим, даже увеличив такой кадр на весь экран - средние, не говоря уже о мелких, детали будут полностью размыты, и не только уменьшением картинки, но и самим кодеком, для которого все поле кадра превратится в практически равномерный, а значит хорошо сжимаемый фон. Значит нужно найти баланс между размером кадра, чтобы еще что-то разбирать на экране и потоком, при котором наш кадр не изойдет весь на квадратики.

Кроме проблемы квадратиков по полю кадра есть еще проблема вывода фильма на телевизор (ТВ) через видеовыход видеокарточки (конечно если он есть). Дело в том, что многие драйвера видеовыходов имеют особенность выводить видеопоток, только если размеры ширины и длины кадра делятся на 32. Кроме того, пропорции ТВ экрана имеют соотношение 4:3, значит для того, чтобы смотреть фильм в полноэкранном разрешении ТВ, надо иметь фильм со сторонами в пропорции 4:3. Это ограничивает размеры, с которыми мы можем цифровать фильм соотношения 4:3 всего несколькими: 768*576 (полный кадр PAL и SECAM), 704*528, 640*480 (полный кадр NTSC), 576*432, 512*384, 448*336, 384*288 (полукадр PAL и SECAM), 320*240 (полукадр NTSC), 256*192, 192*144, 128*96, 64*48. Понятно, что с последними четырьмя разрешениями фильм будет выглядеть довольно похабно, даже если его цифровали с DVD. Разрешения 384*288 и 320*240 стоит применять только в тех случаях, если нам не нужны мелкие детали, либо если фильма на DVD очень плохого качества (бывают и такие) и не даст более четкой детализации при более высоком разрешении. Широкоформатные фильмы соотношения 16:9, а таких сейчас очень много в связи с распространившимися у буржуев широкоформатными ТВ (хотя клипов такого соотношения пока что как раз таки очень мало), имеют еще более ограниченное количество цифруемых разрешений, пригодных для вывода на ТВ - 768*432, 512*288, 256*144. Хотя для фильмов 16:9 можно установить шторки, приводя их в соответствие 4:3, либо они бывают записаны сразу в таком соответствии со шторками и достаточно только их не обрезАть.

Список применяемых разрешений:

4:3
стандарт
768x
576
720x
540
704x
528
640x
480
576x
432
512x
384
448x
336
384x
288
320x
240
4:3 не
пропорц.
720x
576
704x
576
720x
480
           
16:9 768x
432
720x
432
640x
360
576x
324
512x
288
448x
252
384x
216
320x
180
320x
180

Кроме ограничений размеров кадра снизу по четкости деталей мы имеем ограничение сверху по возможностям современных компьютеров. Скажем восстановление промежуточного кадра 384*288 требует от компьютера просчета 110592 точек, а восстановление кадра 768*576 уже 442368 точек, т.е. в 4 раза больше. Средний комп (P-II/III/Cel 500 с карточкой типа Riva TNT/TNT2/Vanta/M64) может проигрывать без проблем фильм с кадром 576*432 в 32-битном режиме. Но так называемое качество драйвера (CPU Quality) придется поставить на 0, либо перейти в 16-битный режим. С фильмом 640*480 и тем более 768*576 уже возникнут проблемы в проигрывании - фильм будет сильно дергаться, особенно при больших потоках (это дополнительно загружает процессор). Следовательно мы на данный момент (зима 2001 года) ограничены всего четырьмя вариантами - 576*432, 512*384, 448*336, 384*288. Вот с ними-то вам и придется поэкспериментировать немного, прежде, чем начать цифровать весь фильм.

 

Скажу лишь, что для себя я предпочитаю на хороших клипах такие установки: кадр 576*432, кодек c VKI - LM от 1200 до 1800, FM от 3000 до 6000, резкость (сrispness) в кодеке = 100, ключевой кадр каждую 1 секунду. Такие установки дают на моей машине максимально качественный результат, при этом не дергаясь и позволяя выставить CPU quality в кодеке "1". На клипах, которые мне не так важны, либо качество которых оставляет желать лучшего, а также на оцифровках с VHS (или Video8): кадр вплоть до 384*288 (а с VHS-Video8 только такой кадр), LM 900-100-1, FM 1800(3000)-100-1.

P.S. Для дотошных. На самом деле полукадр систем PAL и SECAM конечно 768*288. Но при этом получается вытянутое по горизонтали изображение, которое нужно масштабировать с помощью софт-плэеров, на что уходит дополнительное процессорное время, поэтому здесь я называю полукадром 384*288 - размер с заданным соотношением 4:3, которое можно просматривать в окне без каких-либо изменений. С NTSC соответственно так же.



(c) 01/2001, Сибирский Лихоман http://mydivx.lihoman.ru
Следующая статья раздела
Список статей