Видеокамеры.
Авторский вариант статьи.

Во все времена человеку хотелось остановить запомнившееся мгновение. Сначала он начал рисовать картины, потом изобрел химическую фотографию. Потом пришло любительское кино, позволившее запечатлеть не только мгновение, но и движение. Любительское видео позволило упростить и качественно улучшить процесс, записывая качественный звук, цветное движущееся изображение, накладывая эффекты и приближая объекты. Посмотрим же, что сейчас может сделать оператор-любитель, отправляясь в поездку на Канары, на загородный пляж или просто в соседний парк.

Кассеты и диски.

На сегодняшний день существует несколько типов видеокамер от разных производителей, отличающихся форматом записи сигнала на магнитную ленту и другие носители. Видеокамеры от Panasonic, Samsung поддерживают стандарты VHS-c, VHS, SVHS-c, SVHS, miniDV. Камеры JVC - VHS-c, SVHS-c, miniDV. Видеокамеры от SONY, Samsung, Hitachi, Canon - Video8, Hi8, Digital8, miniDV. Камеры Hitachi, дополнительно - DVD. Камеры Samsung, дополнительно - MPEG-4. Все эти форматы определяются типом пленки (кассеты), либо цифрового носителя (диска).

- камеры VHS - это обычная бытовая кассета. После съемки такую кассету можно просматривать на обычном бытовом видеомагнитофоне. Камеры такого формата обычно более громоздки по сравнению с поздними компактными камерами.

- камеры SVHS (Super VHS) - ее улучшенный вариант, применявшийся долгое время в профессиональной видеосъемке. Улучшения заключаются как в материале носителя, так и в качестве записи - большая четкость мелких деталей, цветность. Она такая же по размерам, как и VHS кассета, но на VHS камере записывать на SVHS пленку нельзя. Не получится ее просмотреть и на домашнем видеомагнитофоне.

- камеры VHS-c (VHS compact) - как бы уменьшенная копия от VHS кассеты, она использует обычную пленку, но по размерам гораздо меньше VHS кассеты. На нее помещается 30-60 минут видео. Ее можно просматривать на обычном видеомагнитофоне, правда с использованием так называемого адаптера - коробочки, размером с обыкновенную VHS кассету, которая позволяет вставить VHSc кассету в обычный видеомагнитофон. Простота использования отснятого материала в свое время сильно сыграла на популярности камер данного формата.

- камеры SVHS-c (Super VHS compact) - это компактный аналог SVHS, который так же нельзя просмотреть на бытовом видеомагнитофоне - для ее просмотра понадобится камера, на которой ее записывали.

- камеры Video 8 - стандарт, разработанный фирмой SONY. Кассета этого стандарта выглядит гораздо тоньше кассеты cVHS, почти как обычная аудиокассета - ширина ее пленки всего 8 мм, но записать на нее можно от 90 до 180 минут. Эту кассету невозможно просмотреть на бытовом видеомагнитофоне, для ее просмотра понадобится видеокамера подобного или совместимого стандарта.

- камеры Hi8 - кассета по внешнему виду не отличается от предыдущего стандарта, но отличается материалом поверхности. Для ее записи понадобится видеокамера Hi8. Записать на нее можно от 90 до 180 минут видео. Камеры такого формата пишут также и на более простые кассеты Video 8.

- камеры D8 (Digital 8) - цифровой стандарт, промежуточный между Hi8 и miniDV. Камеры этого стандарта записывают цифровой сигнал на пленку, предназначенную для аналоговой записи - Video 8 и Hi8. Записать на такие кассеты можно 60-90 минут (то есть в полтора-два раза меньше, чем на ту же пленку, но аналоговой видеокамерой - для записи цифрового сигнала требуется повышенная скорость пленки). На специальные же кассеты D8 можно записывать 90-135 минут записи. Формат цифрового сжатия - MJPEG.

- камеры miniDV (Digital Video) - цифровой формат с записью на специальные DV кассеты. Кассета такого формата выглядит меньше, чем для других видео стандартов. Записать на нее можно от 60 до 90 мин, а на улучшенную версию - от 80 до 120 мин. Формат цифрового сжатия - MJPEG.

- камеры microMV (MPEG-2 Video) - цифровой формат от SONY, использующий еще более компактные кассеты и записывающий видео в формате сжатия MPEG-2 (применяющийся в DVD технологии).

- камеры DVD (Digital Video Disk) - цифровой формат от Hitachi с записью на специальные диски - DVD-R (однократная запись) или DVD-RAM (многократная запись), с возможностью проигрывания на бытовых DVD плэерах и приводах DVDROM (только DVD-R). В различных режимах записать на диск можно от 20 минут до 2 часов видео. Запись фотоснимков на флэш-память - SD card (Security Digital). Фирма Panasonic этим летом собирается представить свой вариант камеры формата DVD.

- камеры MPEG-4 - цифровой стандарт от Samsung с записью сжатого видео на жесткий диск. На 1.5 Гб диск входит от 60 до 400 минут записи. Жесткий диск встроенный, поэтому после записи необходимо сбрасывать видео на компьютер по высокоскоростному порту USB 2.0. Позволяет писать видео с размером кадра 640х480 при 30 кадрах в секунду (25 кадров в секунду на карту флэш-памяти).

Большинство производителей в 2002-2003 году уже прекратили выпуск аналоговых моделей, расширяя возможности своих цифровых видеокамер различными способами.

Отличия и возможности

Практически все камеры поддерживают режимы удлиненной записи - Long Play (LP). Он отличается от нормального режима (SP) тем, что на кассету (или другой носитель) может войти в 1.5-2 раза больше времени записи. В таком режиме пленка движется в 1.5-2 раза медленнее и трется о головку сильнее, поэтому быстрее изнашивается. Хотя если сделать запись на пленку только один раз и потом пересматривать ее не чаще одного раза в год, то износ пленки будет не так уж и велик, и можно смело использовать этот режим. Еще одна особенность режима LP в том, что сигнал записывается более плотно, чем при обычном режиме, что может создавать взаимные помехи в соседних областях сигнала при длительном хранении пленки (перемагничивание). При применении цифрового сжатия режим LP означает уменьшение цифрового потока, а следовательно более сильное сжатие и ухудшение качества картинки, впрочем не всегда заметного на непрофессиональный взгляд.

Все видеокамеры содержат матрицу (ПЗС, или CCD), воспринимающую свет и трансформирующую его в аналоговый или цифровой сигнал. Отличие же их состоит только в том, куда далее поступает этот сигнал - либо он записывается на пленку в аналоговом виде, либо подвергается цифровому сжатию по различным технологиям и записывается на пленку, диск или флэш-память. Современные камеры имеют обычно разрешение матрицы ПЗС 800.000-1.000.000 пикселей. Наиболее продвинутые камеры имеют три матрицы (3 CCD), каждая из которых отвечает за свой цвет (RGB - синий, красный, зеленый), из которых складывается телевизионный сигнал, что дает преимущество в качестве восприятия цвета.

При выборе камеры D8 или miniDV стоит заметить, что D8 уступают своим цифровым собратьям только в размерах кассеты и иногда в размерах самой камеры. У обоих стандартов видеосигнал записывается на пленку в цифровом виде со сжатием MJPEG (кодирование каждого кадра), звук пишется с качеством аудио CD - 48 кГц, 16 бит, стерео. Стоимость кассет D8 и miniDV вполне сравнима, количество времени записи на кассете так же сравнимо. Из плюсов камер формата D8 можно назвать возможность проигрывания и оцифровки на компьютер кассет Video8 и Hi8 - у любителей накоплено множество записей в этих форматах, и они продолжают накапливаться, т.к. камеры продолжают использоваться в массах. Основной плюс камер формата D8 - возможность использования дешевых кассет Hi8 и Video8 для записи. Проверено - никаких выпадений сигнала нет, эти кассеты вполне пригодны для записи даже в режиме LP.

На всех камерах есть возможность оптического и цифрового увеличения изображения. Оптическое обычно от 10 до 25х, а цифровое - от 100 до 800х. Не стоит обращать внимание на огромные числа цифрового увеличения - при максимальном увеличении вы увидите на экране только несколько размытых квадратов. Реально цифровое увеличение работает (до появления неприятных ощущений размытости) только до 2-8 раз от заявленного оптического. То есть если у камеры 10-кратное оптическое увеличение, то цифровое будет восприниматься не более чем до 40-80х. даже при таких увеличениях (до 100х) перестает стабильно работать автофокусировка, а снимать придется со штатива, так как почти незаметное в нормальном режиме дрожание рук при таком увеличении приведет к сильным скачкам изображения, и никакой Steady Shot (компенсация дрожания) вам не поможет.

У многих современных камер есть полезная функция компенсации дрожания рук или случайного сдвига камеры. Такая функция бывает либо электронной, либо оптической. Электронная основана на использовании дополнительных пикселей матрицы для стабилизации сдвига, а оптическая - на гибкой системе линз. При применении электронной стабилизации фактически у матрицы урезают около 10-20% эффективных пикселей, в результате чего картинка чуть-чуть размывается. Оптическая же стабилизация более качественная, т.к. не использует матрицу, а выпоняет свою функцию за счет гибкой системы линз, отвечающих на "качание" камеры.

При выборе камеры стоит обратить внимание на энергопотребление (среднее время работы от аккумулятора). Наиболее продвинутыми технологиями в производстве мощных аккумуляторов для своих камер обладает SONY, но к их камерам прилагаются обычно не самые мощные аккумуляторы, а наиболее простые из линейки. Энергопторебление также зависит от режимов съемки - экранчик и пользование трансфокатором (приближение-удаление) сильно снижают время действия аккумулятора от одной зарядки.

Необязательные функции

Большинство современных камер предлагают использование флэш-карт (Memory Stick, либо Security Digital card) для сохранения фотоизображения с возможностью последующей распечатки, но даже при мегапиксельной матрице современные видеокамеры дадут фотоизображение хуже, чем современные цифровые фотоаппараты-мыльницы, матрица которых уже содержит 2-3 мегапикселя. Поэтому не стоит прельщаться возможностью сделать фотографию своей (пусть даже самой крутой) видеокамерой - она предназнаяена не для этого, а для съемки движущегося изображения с реальным звуком, в чем ей уступают самые лучшие цифровые фотоаппараты, позволяющие снимать серию движущихся кадров до 15-25 кадров в секунду.

На многих камерах, особенно SONY, предлагаются дополнительные возможности и спецэффекты как при записи видеосигнала, так и при последующем воспроизведении. Однако подавляющее большинство пользователей не пользуется этими эффектами в процессе съемки. Люди, далекие от техники, просто не задумываются как их использовать. Продвинутые же пользователи монтируют видео на компьютере и накладывают необходимые эффекты в процессе монтажа - программы монтажа дают более широкий выбор эффектов и более высокую точность их использования (как по кадрам, так и по объему установок эффектов).


(c) июль 2003, Сибирский Лихоман http://lihoman.ru
статья опубликована в сокращенном варианте
в газете "Аргументы и Факты на Оби", 2003 г.
Следующая статья раздела
Возврат на список статей