Мониторы.
Авторский вариант статьи.

Компьютер имеет много составляющих, но важнейшим из них для здоровья человека является монитор. (c) SL

Современные мониторы далеко продвинулись вперед за последние 10-15 лет. Кинескопы у них стали плоскими, да и сами мониторы к этому стремятся, их разрешение и частоты повысились, хотя количество фирм, выпускающих мониторы и представленных на нашем рынке, не слишком изменилось. Так как мониторы и бытовая электроника неразрывно связаны (хотя бы кинескопом), то и тяжелые ниши в мониторостроении занимают "бытовые" монстры - Sony, Hitachi, Panasonic, Mitsubishi, Philips, Samsung, LG. Фирмы, ориентированные на построение мониторов - ViewSonic, GreenWood, Rover, Iiyama, Nanao, CTX, Acer (BenQ), Mag. Самыми дешевыми мониторами на рынке обладают фирмы "без имени", вернее сказать - без громкого имени. Это LiteOn, Bridge и им подобные.

Как мы видим, производителей довольно много, а у каждого производителя одновременно с десяток моделей на рынке. Как же среди них найти наилучший вариант? Начнем с параметров и задач, для которых монитор предназначается.

ТТХ. Тактико-технические характеристики

Сначала некоторые термины и параметры, отличающие мониторы дург от друга.

- Размер экрана. Измеряется в дюймах по диагонали кинескопа. Раньше этот параметр начинался от 14", но теперь таких мониторов в продаже уже не встретишь, а стандартом стали 15" мониторы. Прогресс не стоит на месте и при постепенном снижении цены на 17" мониторы они начинают вытеснять 15". В розничной продаже встречаются так же 19" и 21" мониторы, но предназаначены они обычно для профессиональных целей и стоят довольно дорого.

- Зерно. Может быть в пределах 0.2-0.28 мм и определяет шаг луча. Большинство пользователей не видит разницы между моделями с параметром зерна 0.25 и 0.28.

- Максимальное и станадартное разрешение экрана. Измеряется в количестве точек по горизонтали и вертикали, а так же глубине цвета (возможном количестве одновременных оттенков на экране в заданный момент времени).

- Частота обновления экрана. Измеряется в количестве кадров в секунду, Герц (Гц). Стандартные показатели - 60-100 Гц.

- Фокусировка, или четкость изображения. Существуют тесты, позволяющие вывести на монитор пересечение тонких линий, по которым сразу можно увидеть, насколько хорошо сфокусированы лучи кинескопа - нет ли где-нибудь на мониторе потери четкости изображения (обычно в углах).

- Плоскость кинескопа. Есть несколько типов кинескопов, но два основных для потребителя - это "круглый" и "плоский". У разных производителей есть разные технологии плоских кинескопов, отличающиеся по стоимости производства и качеству изображения.

Что зависит от ТТХ монитора

От размера и разрешения экрана зависит реальный размер текста и деталей изображения. Чем больше размер монитора при одинаковом разрешении (скажем при разрешении 1024*768 на двух мониторах - 15" и 17"), тем крупнее будет текст или детали, тем меньше напрягаются глаза для чтения или разглядывания изображения. Либо при том же размере текста можно вместить больше на экран, поставив чуть большее разрешение. Пример - при разрешении 1024*768 текст на 17" мониторе будет крупнее, чем на 15". Но при разрешении 1024*768 на 15" мониторе и 1152*864 на 17" мониторе реальный размер текста будет примерно одинаковым, но при этом на 17" мониторе его войдет больше.

Важен даже не тот факт, что кинескоп плоский и на нем меньше геометрических искажений у объектов - это очень специализированная проблема, не волнующая большинство пользователей. Важно скорее технологическое преимущество новых кинескопов - они ярче, контрастнее, их характеристики выше, чем у старого поколения.

Максимальное и оптимальное разрешение монитора зависит также и от установленной видеокарты. Пара видеокарта-монитор должна быть сбалансирована для оптимальной работы. Для 15" мониторов нижним пределом для нормальной работы в среде Windows является разрешение 800*600 при минимальной глубине цвета 16 бит (65.5 тысяч вариантов палитры в 256 цветов). Хорошим показателем для 15-17" монитора является разрешение 1280*1024 при глубине цвета 24 бита (16 миллионов возможных оттенков цвета). Но не надо забывать и про частоту обновления экрана.

Нижний предел для мониторов - 60 Гц. При такой частоте глаза очень быстро устают. Технологии довели частоту мониторов до 75, а затем и до 85 Гц, лучшие же показатели рабочей частоты на сегодняшний день - 100-120 Гц. Рекомендуемой минимальной частотой для работы является 85 Гц.

Важной составляющей для усталости глаз является также фокусировка монитора, особенно для кропотливой работы (постоянное чтение с монитора или разглядывание мелких деталей). Даже при работе на высоких разрешениях при высоких же частотах у монитора может быть плохая фокусировка, что даст несколько размытое изображение. Глаза же будут стараться сфокусировать изображение, постоянно напрягаясь. Несколько "замыленное" изображение дают также наиболее простые видеокарты (S3 Trio, Trident, старые версии nVidia), которые правда все реже встречаются на рынке.

Выбор монитора

Выбирая монитор, прежде всего стоит ориентироваться на его дальнейшее использование. Скажем для офиса вполне сойдет монитор с "круглым" кинескопом 15-17" со стандартным разрешением 800*600*16 бит при частоте 85 Гц.

Для 3D игр конечно желательно большое разрешение для большего обзора, большая же глубина цвета, при хорошей частоте обновления. Это плоские мониторы 17-19" с параметрами 1280*1024 или 1600*1280 при 32-битном цвете и частоте 85-100 Гц.

Для обычного использования компьютера - просмотра фильмов, для простых (не 3D) игр, прослушивания музыки, просмотра картинок, сидения в Интернете, достаточно разрешения 1024*768*32 бита при частоте 85 Гц.

Для профессиональной работы дизайнеров, конструкторов, полиграфистов, верстальщиков, других специальностей, требующих разглядывания мелких деталей, желательны крупные мониторы 19-21" с высокими разрешениями при частоте обновления экрана как минимум 85 Гц. Для дизайнеров, полиграфистов и художников также важно наличие в мониторе способности регулировать вручную цветовую гамму и температуру цвета монитора для его калибровки.

TFT-панели. Последний писк

Наиболее современными технологиями обладают TFT-мониторы. Они плоские, что делает их популярными в офисах. У них нет кинескопа и их излучение не действует на здоровье человека. Они контрастнее, цвет сочнее. Но имеют они и пару минусов (наряду с ценой в 2-3 раза выше обычных мониторов). Этот минус - их высокая инерционность изображения. На сегодняшний день скорость зажигания и потухания элемента даже лучших таких мониторов еще недостаточно высока и движущееся по экрану изображение имеет некоторый "след". Что впрочем не мешает использовать их в офисных программах, но делает их недееспособными во многих специальных областях применения. Второй минус - их жестко заданное количество элементов матрицы. Конечно матрица стала активной, контрастной, производители постоянно работают над ее улучшением, но до сих пор количество ее элементов настолько мало, что реально использовать можно только одно, рекомендованное, разрешение этого монитора. При переходе на другие разрешения достаточно запустить Exel и вы сразу заметите двоение или наоборот, пропадание линий. Так что для конструкторов, дизайнеров, верстальщиков, игроманов, видеоманов пока такие мониторы не подходят. Реальнее всего их использование в качестве дорогой игрушки и для работы в офисе.

Новейшие технологии в области дисплеев. (По публикациям Nikkei Asia)

В Японии открылась выставка EDEX 2003, посвященная достижениям в области дисплеев. На выставке представлено большое количество плоских органических электролюминесцентных дисплеев (OLED), основанных на новой технологии "светоизлучающего пластика". В отличие от плоских ЖК-дисплеев, OLED не нуждаются в подсветке, т.к. пластик излучает свет, отличаются яркими цветами и большим углом обзора. В настоящее время все больше производителей микро ПК и мобильных телефонов стремятся использовать OLED в своих разработках.

Hitachi Displays Ltd представила прототип 3,5" OLED, способный самостоятельно производить коррекцию цвета, точнее, по словам представителей компании, "устраняет рассогласование цветов" при длительном сроке использования дисплея. Массовое производство таких дисплеев, по словам представителя Hitachi Displays, начнется в течение года.

Компания Seiko Epson Corp представила на выставке прозрачный OLED. Прозрачность достигнута за счет использования прозрачных электродов. Достаточно эффектная разработка, т.к. в настоящее время большинство разрабатываемых OLED с одной стороны матовые. На EDEX2003 представлены только одноцветные дисплеи, но, как отмечают специалисты компании, время, когда дисплеи будут светиться несколькими цветами, уже недалеко.

Не менее интересными экспонатами выставки являются дисплеи, представленные консорциумом 3D Consortium (сформирован в 2003 году разработчиками аппаратного и программного обеспечения, а также телевещательными компаниями, среди которых Sharp Corp., Sony Corp., и Sanyo Electric Co. Ltd).

Дисплеи с поддержкой "трехмерных изображений" представлены Samsung Electronics, Sanyo Electric, Sharp и Sony. Среди них - 21" ЖК-дисплей Samsung, имеющий 16 точек "3D-обзора" (4 по горизонтали и 4 по вертикали). Стереоочки для такого дисплея не нужны - это достигнуто благодаря использованию комплекса микролинз.

Кстати, для аналогичных разработок Sanyo и Sharp стереоочки еще нужны, поскольку дисплеи этих компаний имеют соответственно только 4 и 2 точки "стереообзора".

Компания Mercury представила программную разработку для преобразования 2D изображения в 3D. Для демонстрации работы пакета использовался прототип ноутбука Sharp, оснащенного цифровой видеокамерой и 3D ЖК-монитором. "Трансформации" подвергались двумерные изображения, снятые в реальном времени.


(c) 04/2003, Сибирский Лихоман http://lihoman.ru
статья опубликована в сокращенном варианте
в газете "Аргументы и Факты на Оби", 2003 г.
Следующая статья раздела
Возврат на список статей