Сибирский Лихоман. Домашнее видео и Дивх.
Подготовлено по заказу газеты "Аргументы и Факты" ("АиФ на Оби"). Авторский вариант.

Часть 1. Тенденция.

В современном обществе все сильнее ощущается интересная тенденция - замена компьютерами бытовой техники. Все чаще можно наблюдать молодые семьи, у которых первой домашней утварью является компьютер. Компьютер заменяет музыкальный центр, видеомагнитофон, газету, радио, телевизор и настольные игры. К сожалению компьютер пока что не может заменить холодильник, стиральную машину и печку. Но он к этому стремится. Но та ли это "компьютеризация всей страны", о которой мечтали ученые и писатели-фантасты в 60-70-х? Что мы можем сейчас реально увидеть на среднем домашнем компьютере? Давайте разберемся.

Музыка. Средний современный компьютер предоставляет нам возможность слушать и создавать музыку самим. Слушать на компьютере можно как обычные компакт-диски, так и сжатое аудио, которое занимает намного меньше места без особой потери качества звучания. Пиратский рынок сегодня может предложить нам музыку всех направлений за небольшие деньги. Но к сожалению дешевые звуковые карты, а особенно дешевые колонки, имеют довольно узкий диапазон частот и заявленное качество "44-48 кГц" реально мы не услышим - на самом деле средний компьютер пока еще не заменит хорошего музыкального центра.

СМИ. Сейчас каждый может узнать самые свежие новости не выходя из дома. Раньше это были телевизор, радио, справочная по телефону, теперь же все заменил Интернет. Достаточно выбрать несколько нужных нам информационных сайтов и свежие новости будут появляться сразу по подключению к Интернету. Возможны также подписки на свежие новости в конференциях, тогда нам будут присылать новости по электронной почте и их не понадобится искать самому.

Поиск информации. Интернет вроде бы представляет собой мечту фантастов - нажми на кнопку и получишь результат! Современный оракул. Но что в реальности? А в реальности чтобы найти необходимый материал, нам нужно перелопатить огромное количество ссылок с поисковых машин, две трети из которых - просто случайные упоминания нужного нам словосочетания... В результате - довольно большое количество потерянного времени и возможно найденный ответ на наш вопрос. Все оказалось не так просто, как думали фантасты. Интернет - это не экспертная система, а с огромной скоростью пополняемая и очень слабо контролируемая база данных, в которую каждый закладывает все, что захочет. А так как в Интернете сидят не только ученые, а большей частью как раз молодежь, в том числе и школьники (и далеко не все из них отличники), то и база изобилует громадным количеством ошибок, недоделанных страниц, неоправданных лозунгов и молодежной тематикой.

Игры. У нас в стране еще довольно мало фирм, выпускающих компьютерные игры, а основная часть фирм занимается локализацией того, что приходит к нам с Запада. Проблема в том, что зачастую в этих фирмах работают не профессиональные переводчики и актеры, а также нет корректоров. В результате мы получаем переводы более или менее соответствующие сути игры, но время от времени с ляпами - одна и та же боевая единица может в разных меню называться по разному, герой может заговорить в диалоге чужим голосом и т.д.

Видео. Как Интернет может заменить нам телевизор, так сжатое видео может заменить нам видеомагнитофон. Сначала это были VCD диски, сравнимые по качеству со средней VHS записью. Потом это были дорогие DVD диски студийного качества. Теперь все это заменил Divx, позволяющий пережать DVD диск с небольшой потерей качества на небольшой объем обычного компакт диска. Пираты быстро освоили этот рынок и количество фильмов растет с каждым днем.

Часть 2. Развитие видеотехнологий.

Начиналась история с дисков VCD. Формат MPEG-1 позволял сжимать видеопоток, умещая примерно полтора часа фильма на один Video Compact Disk. Качество было сравнимо с VHS, но только если проигрывать этот диск на стационарном проигрывателе с выводом на телевизор. На компьютере же качество было не очень хорошее из-за ограничений на размер кадра и ширину потока данных. Аудио обычно содержало 2 канала в режиме стерео.

На смену MPEG-1 пришел формат MPEG-2, записываемый на Digital Versatile Disk. Надо сказать, что DVD - это всего лишь тип носителя информации (также как и CD), а не диск, специально предназначенный для записи видео высокого качества, поэтому DVD с фильмом резоннее было бы называть VDVD (Video DVD), по аналогии с VCD. До появления DVD дисков можно было спорить о качестве сжатого видео по сравнению с хорошей записью на хорошем видеомагнитофоне. Но технология и объем DVD полностью разрушила представления о том, что триада видиомагнитофон-кассета-телевизор составляют наилучшее бытовое качество. С некоторых пор фильмы стало возможно смотреть дома со студийным качеством, не опасаясь подделок кассет, плохой перезаписи или плохого носителя. Звук на DVD может содержать до 6 каналов, при этом на диске может быть несколько звуковых дорожек на разных языках или разного качества (скажем 6-канального и обычного стерео). Появилась возможность просмотра с субтитрами на различных языках, выбора фрагмента фильма для просмотра, появился интерактивный, мультимедийный, индивидуальный для каждого диска интерфейс. Качество всего этого было отменное.

Так было до того, пока пираты не смогли копировать DVD. Теперь же на этом рынке все по старому - покупая диск, вы не знаете заранее, зальная ли там окажется копия или качественная копия с зарубежного оригинала, но моно перевод с плохой слышимостью. Но диски подешевели с профессионального и коллекционного до бытового уровня и теперь каждый может себе позволить купить DVD, правда в неброской коробочке, с плохой полиграфией и неизвестностью внутри.

Но пираты не сразу научились копировать DVD, был и промежуточный этап, который и по сей день еще не закончен. Это рекодирование - перевод MPEG-2 в следующий формат MPEG-4 с небольшими потерями в качестве. Несмотря на то, что MPEG-4 является более новым форматом, революционных скачков в сжатии видео не произошло. Все последовательные форматы - MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4 имеют один и тот же принцип сжатия и различий в них немного. Форматы эти предназначены для сжатия видео с удалением избыточной информации. Что же это означает?

Часть 3. Принцип MPEG сжатия.

Любой видеопоток состоит из последовательности каров - будь то компьютерный мультфильм или анимированная иконка, художественный фильм на киноленте или концерт на видеокассете. У всех этих источников различается только тип носителя и способ сохранения визуальной информации. У компьютерной анимации это последовательность байт, записанная на жестком или компакт диске, у кинопленки - это химические вещества, нанесенные на подложку из специальной пленки и закрепленные химическим способом, у видеокассеты - это намагниченные кристаллы, нанесенные также на специальную пленку. В любом из этих случаев поток разбит на отдельные кадры, которые мы можем выделить из потока. Частота кадров определяется носителем и сохраняющей системой. Кинопленка имеет частоту 24 кадра в секунду, видеокассета может иметь 25 или 30 кадров в секунду, компьютерная анимация не ограничена носителем или форматами, и может иметь любую периодичность - хоть 1000 кадров в секунду, хоть 1 кадр в 30 секунд.

На любом из носителей видеоинформации возможно сжатие. На компьютере возможна замена одинаковых последовательностей байт их более простым эквивалентом. У кинопленки возможно уменьшение размера кадра. У видеопленки возможно замедление скорости пленки или уменьшение ширины кассеты. В результате всех этих действий мы получим либо более компактный носитель, либо большее количество информации при той же величине носителя. Но каждое "сжатие" всегда имеет свой побочный эффект. Сжатие простой последовательности байт потребует более мощной машины для раскодирования потока. Уменьшение размера кадра кинопленки потребует более мелкого зерна для сохранения четкости изображения. Замедление или уменьшение ширины видеопленки потребует дополнительной защиты от возникающих помех. Конечно это не совсем корректный пример - здесь приведены попытки скорее увеличить плотность информации на носителе, но он дает нам возможность понять основную мысль - у любых способов сжатия есть свои ограничения (правда ограничения эти скорее связаны с несовершенством производственных технологий).

Каким же путем шло развитие сжатия визуальной ифнормации на компьютере? Началось все с того, что простая последовательность байт картинки была разделена на повторяющиеся фрагменты, которые стали заменять их упрощенным эквивалентом - это было сжатие без потери информации, так появились форматы сжатия картинок GIF, TIF, TGA, PCX и др. Затем был разработан способ сжатия графики за счет удаления некоторой избыточной информации и усреднения цвета соседних точек. Этот способ использует формат JPEG - силу сжатия можно регулировать, но конечный результат всегда будет отличаться от оригинала, правда при минимальном сжатии отличий на глаз порой найти невозможно. Этот способ сжатия графики посредством усреднения цвета соседних точек унаследовал и видео формат MJPEG (Motion JPEG), в котором по системе JPEG сжимается последовательно каждый кадр. Исследования в этой области привели ученых к следующей ступени - удалении повторяющейся информации на территории уже не отдельного кадра, а в последовательности кадров. Причем восстановить информацию в потоке можно не только "вперед", то есть из предыдущего кадра, но и "назад" - взяв нужную нам информацию из последующего кадра! Это еще больше повысило эффективность сжатия.

Иллюстрация действия MPEG кодирования. Предположим что у нас есть видеофрагмент из фильма, где снимается орел, высоко парящий над вершинами гор в безоблачном небе. В нескольких последовательных кадрах все изменения сводятся только к изменению местоположения орла (горы неподвижны). Таким образом можно записать первый кадр полностью (ключевой кадр), а в следующем кадре исключить повторяющуюся информацию о горах и небе, восстанавливая ее для каждого последующего кадра из первого ключевого. В результате мы получим несколько последовательных кадров, в которых будет содержаться минимум информации - изменения небольшого участка неба с орлом, иначе говоря разность между первым ключевым и любым следующих за ним кадров (дельта кадры). Затем нам понадобится следующий полный кадр, так как камера могла сменить ракурс и показать горы крупным планом. Здесь нам может понадобится обратное восстановление - от последующего кадра. В результате общий поток основательно уменьшается.

Часть 4. MPEG-4 и DivX.

Формат сжатия MPEG-4 является очередной вехой прогресса сжатия MPEG. Появился он достаточно недавно, и включает в себя многие возможности мультимедия. В различных обсуждениях преимуществ форматов порой приходится слышать, что качество формата MPEG-2 гораздо выше, чем MPEG-4. Эти утверждения базируются на том, какие мы видим проявления этих форматов на рынке - фильмы на DVD (MPEG-2) и на CD (MPEG-4). Первый является олицетворением максимального качества видео, второй же - его подделку. Но так ли все на самом деле?

Дело в том, что известный всем ныне DivX - это кодек, основанный изначально на коде от Microsoft, выпустившей в свое время коммерческий кодек под названием MS MPEG-4. Было выпущено 3 версии этого кодека, а затем политика компании сменилась и свое дальнейшее развитие кодек получил уже под другими названиямми - сначала ASF (тот же MP4 v2-3), а затем и WMV (Windows Media Video, входящий в состав современных операционных систем от Microsoft), звук в этом видео кодируется также по новой системе - WMA (Windows Media Audio), использующей прогрессивные методы сжатия, возможно основанные также на MPEG-4, но уже для аудио (по крайней мере его система сжатия явно отличается от всем известного MP3 формата = MPEG 1 layer III). MS стала развивать свой кодек в сторону общения по сетям (в основном для видеоконференций), отсюда и ограничения возможностей их кодека - он изначально был предназначен для передачи совмещенного аудио/видео потоков по ограниченным каналам. Интерактивности ему не требовалось. Отсюда ограничения в максимальном потоке (6 мегабит) и возможности по поддержанию среднего (либо максимального) битрейта, прямо связанного со скоростью конкретной сети (в том числе Интернета). Контейнер AVI (Audio Video Interleave, в котором можно сохранить данные, кодированные во множестве разных кодеков) обязан иметь заголовок и ограниченный размер - это связано с его структурой, а следовательно его нельзя превратить в открытый канал, к которому можно было бы подколючиться в любой момент времени. Вопреки распространенному мнению AVI не имеет ограничений на размер файла 2 Gb - это ограничение связано только с ограничениями на размер файла в данной файловой системе (FAT16, FAT32, NTFS).

Файл на компакт диске обязательно имеет конечный размер, контейнер и кодек ему не важен - на дисках встречаются фильмы, кодированные различными кодеками, основанными на технологии MPEG-4 - ASF, WMV, MS MPEG-4 v2-3, DivX 3-4-5, XviD. Большинство кодеров остановилось на кодеке DivX только из-за удобства последующего редактирования. Дело в том, что контейнер AVI понимает множество распространенных видеоредакторов, а ASF или WMV редактировать до сих пор невозможно! Закодировать в них нет проблемы, но изменить что-либо в готовом видео довольно сложно. Не будем забывать о том, что кодируют не только пиратские фильмы, но и частное домашнее или корпоративное видео (клипы, встречи, конференции, видеонаблюдение), поэтому возможность последующей обработки материала для многих действительно важна - хотя бы для того, чтобы порезать большой видеофайл на меньшие куски для записи на компакт диски.

Новые кодеки DivX (версий 4 и 5) были переписаны владельцами компании DivX Networks inc. заново, дабы не быть обвиненными в хакерстве, но использовали те же принципы, что и DivX v3, который являлся всего лишь немного улучшенным кодеком от MS. Не берусь судить, насколько изменился код новых версий кодека, но его возможности революционно не улучшились. Версия 4 включила в себя улучшения, которые были реализованы частными разработчиками еще для DivX v3 - это автоматическая вставка ключевого кадра на смене сцен, автоматическое изменение битрейта потока при изменении активности действия в кадре, деинтерлейс, сжатие в два прохода, возможность сжатия в процентном отношении, а не в потоковом. А также появилась возможность ручной настройки некоторых параметров кодинга. В общем-то современные кодеки Microsoft развиваются в том же направлении, и сложно сказать, кто первичен в этих улучшениях. В версии 5 кодека DivX его создатели решили "облегчить жизнь" любителям, вставив в сам кодек некоторые возможности видеоредактирования - обрезание полей, изменение размера кадра, деинтерлейс и обратный телесин. Конечно для тех, у кого нет видеоредактора эти новинки будут полезными. Самое главное отличие DivX 5 - это применение B-кадров. Это те самые кадры, которые позволяют более качественно восстанавливать поток, пользуясь не только предыдущими данными, но и последующими. Однако их использование замедляет декодирование и требует более мощного процессора, чем предыдущие версии кодека.

Часть 5. Просмотр DivX фильмов.

В настоящее время прилавки киосков просто ломятся от компакт дисков с фильмами MPEG-4, обещающими качество DVD. Что же реально мы можем увидеть и чего можем ожидать от этих фильмов?

Для начала уясним себе, что до сих пор ни одна киностудия не лицензировала своих фильмов для распространения их в формате DivX и все уверения в "лицензионности" дисков с фильмами - пока что всего лишь попытка не входить в конфликт с органами. Я не осуждаю наших продавцов, так как в нашей стране, с ее уровнем развития, пиратство является единственной возможностью среднего человека приобщаться каким-то образом к мировой культуре - посмотрите на стоимость лицензионных кассет, DVD, VCD и станет ясно, что мировой уровень цен на продукцию данного типа полностью отрезает человека со средним достатком от мировой культуры и искусства, важнейшим из которого для некоторых является кино. Другая сторона этого прогресса - приобщение нашей страны к мировым правилам и законам, в том числе об авторском праве, из которого вытекает периодическая активность наших органов по истреблению пиратской продукции. Третьей стороной пиратства является обогащение производителей пиратской продукции за счет низких цен и такого же качества - они вкладывают в свое производство намного меньше средств, чем официальные фирмы, не платят налоги и потому получают гораздо больший навар, чем те же официальные фирмы. Можно было бы заставить их легализоваться, но это войдет в разрез с законом об авторстве - получается замкнутый круг. Эта сложная проблема с четвертой стороны сопровождается с действительной полезностью того же закона об авторском праве, так как автор все же должен получать плод с древа, выращенного своими руками.

5.1 "Настоящее качество DVD". Сравнение DivX CD и Video DVD.

Перейдем к вопросу о качестве. Действительно ли фильм, записанный в MPEG-4 на одном CD сравним по качеству с оригиналом, занимающим в 10 раз больше места на DVD? Конечно же нет. Чтобы получить фильм реального DVD качества его нужно смотреть на DVD. Это аксиома. Дело в том, что при любой MPEG рекомпрессии количество полезной информации уменьшается в прогрессивной последовательности, в зависимости от силы сжатия каждого этапа. Поэтому для того, чтобы получить качество DVD, его надо сжать в 1 раз, а тогда мы получим файл, занимающий ровно столько места, сколько и оригинал. Каким же образом мы получаем вроде бы с виду прилично пожатый фильм, умещенный на одном CD? Для этого используются различные методы уменьшения информации в потоке.

Первый метод - это обратный телесин. Фильмы, снятые на кинопленку, изначально имеют частоту 24 кадра в секунду. Японская и американская системы телевидения NTSC имеют частоту 30 кадров в секунду. Все телевизоры и видеомагнитофоны на территории этих стран настроены на показ в этой системе телевидения. Для того, чтобы привести в соответствие частоту кадров кинопленки и телевидения делается специальное преобразование - телесин (tele-cinema), при котором в потоке появляется избыточная повторная информация. На компьютере частота кадров не так важна и мы можем попытаться выделить изначальную информацию обратным преобразованием - inverse telecine (ivtc). При этом фильм становится не 30 кадров в секунду, как на DVD, а 24 кадра в секунду. Это уменьшает количество информации на 20%, а следовательно даже при сжатии 1:1 мы получим уже меньший по размеру файл. Большинство продающихся у нас DVD произведены в США или Японии, российские дистрибьюторы могут наложить перевод, но видео при этом не трогают и оно остается в NTSC, следовательно ivtc применимо к большинству фильмов на нашем DVD рынке.

Следующий метод - уменьшение размера кадра. Количество и вес информации, содержащейся в кадре, напрямую зависит от его линейного размера. Уменьшая размер кадра мы уменьшаем тем самым и количество сжимаемой информации. Естесственно при этом уменьшается и резкость объектов, исчезают какие-то мелкие детали, и чем сильнее мы уменьшаем размер кадра, тем меньше детальной информации нам остается. Но с другой стороны при уменьшении стороны кадра в два раза мы получаем в четыре раза меньшее количество байт для сжатия, а следовательно даже при сжатии 1:1 мы получаем уже не 80%, как после телесина, а всего 20% объема данных от исходного фильма.

Далее - на DVD возможна запись дополнительных материалов о том, как создавался фильм или съемка с нескольких углов зрения, возможна запись в разных пропорциях - 4:3 для обычных телевизоров и 16:9 для широких телевизоров и панелей. Удалив лишние дополнительные материалы и углы съемки, закодировав вариант только с одной пропорцией, мы еще уменьшаем данные. Возможно в 2 раза. Результат - 10% данных от изначального объема.

Видеодиски DVD обычно содержат 6-канальный звук. Возможны две дорожки - в оригинальном исполнении и с русским переводом. Переведя 6-канальный звук в обычный стерео и удалив оригинальный звук мы можем уменьшить данные звука до 7 раз! Это дает еще небольшую экономию места.

Ну и последняя возможность - усилить сжатие до какого-то разумного предела, чтобы фильм можно было смотреть со сглаживанием. При этом мы теряем еще какое-то количество информации, но появляется возможно ужать фильм до одного компакт диска.

Нельзя также забывать, что количество информации зависит не только от размера кадра, но и от количества этих кадров - от времени воспроизведения самого фильма. Следовательно часовой фильм будет иметь одно качество, а трехчасовой фильм, имеющий в три раза больше информации, будет иметь совсем другое качество из-за более сильного сжатия.

Конечно после всех этих преобразований фильм превращается в жалкое подобие DVD. Но зато мы уже можем позволить себе его купить. Некоторые пользователи смотрят на данные творения после просмотра пиратских видеокассет с зальными записями и считают что DivX-копия - это действительно качество DVD. Могу с уверенностью сказать, что их мнение изменится после просмотра оригинала на DVD - это небо и земля. Но хочу при этом также заметить, что получить качество достаточно близкое к оригиналу можно. Достаточно не трогать размер кадра, оставить оригинальный звук и повысить поток для сохранения деталей и вы получите довольно приличную копию. Правда она уже не войдет на один диск - такая копия должна занимать 3-4 диска.

5.1.1. Что предлагает рынок по качеству.

Опять же уясним себе, что DivX CD - это далеко не обязательно копия с DVD. Это может быть копией с лицензионной кассеты, копией с пиратской кассеты и даже копией с зальной съемки, а также простой перецифровкой VCD. Исходя из этого рассмотрим что предлагает нам рынок. А рынок DivX CD, так же, как и рынок видеокассет, разделился на три слоя - low-end, standart и hi-end.

В первой категории предлагается иногда по два фильма на одном диске, моно звук низкого качества, маленький кадр, очень сильное сжатие, зачастую перецифровки с видеокассет (не всегда с качественных оригиналов). Этот сектор расчитан на самых непредвзятых зрителей, которым не так важно качество фильма, как потраченные на него деньги и само его наличие. Низкое качество этой продукции не позволяет оценить качество операторской работы из-за низкой детальности кадра. Стерео звук конечно нужен не всем, но все же это приятное дополнение - не каждый нынче может похвастаться наличием видеомагнитофона и телевизора со стереозвуком (не говоря уже о количестве видеокассет с настоящим стерео), а любая звуковая карта на компьютере имеет стерео звук. В эту категорию относятся безымянные копии, некоторые копии от "М4" (логотип в правом нижнем углу на протяжении всего фильма также снижает удовольствие от просмотра, как бельмо в глазу) и некоторые копии от "Digital Force" ("DF"), выпущенные "на злобу дня" - до выпуска официальных DVD, а значит с кино и кассетных копий.

Вторая категория - обычные копии, с кадром среднего размера, один фильм на диск, обычно с DVD, звук стерео, среднего битрейта. Это обычная продукция для дисков от "DF", "Real DVD", "М4". Оцифровка более или менее качественная, в зависимости от качества исходника и того, когда был поцифрован фильм - два года назад или совсем недавно, с применением последних технологий.

Hi-end как обычно не очень востребован массовой публикой и встречается еще очень редко, так как требует и несколько больших затрат и более мощных машин. Со временем, с увеличением парка мощных компьютеров и снижением цен на диски, этот сектор рынка будет увеличиваться. Это фильмы обычно на 2-3 диска, с реальным 6-канальным звуком, иногда с двумя звуковыми дорожками - оригинальной и переведенной. Размер кадра - от большого до оригинального. Часто с подключаемыми субтитрами на разных языках и еще очень редко с оглавлением - возможностью перехода на нужную сцену из фильма. Иногда со своими собственными красочными меню к фильмам. Это обычно частные цифровки любителей, которые делаются для себя и с любовью к фильму. Таких цифровок будет все меньше по мере снижения цен на DVD и если фирменные пираты не поддержат эту категорию, то она постепенно сойдет на нет и перейдет в рынок дешевых DVD.

Среднее положение занимает "Start group" со своей "Dolby digital collection". Они выпускают продукцию, иногда приближающуюся к hi-end, но чаще ближе к стандарту. Фильмы у них всегда на 2-х дисках, что подразумевает слабое сжатие и довольно хорошее качество видео, но размер кадра уменьшен от оригинального, а значит детализация немного хуже, чем на DVD. Их продукция обычно имеет звук АС3 и на всех дисках заявлено, что это звук Dolby Digital 5.1 с шестью каналами, но в реальности на их дисках может встретится dolby digital и 3.1, и 5.0, и 2.0.

Также выпускает иногда сильную продукцию и "DF" - с двумя аудио дорожками, с субтитрами, на 2-х дисках, в последнее время все чаще с АС3 звуком. Но обычная продукция этой фирмы довольно посредственна. Диски от "DF" обычно имеют две особенности - размер кадра 640х480 и ключевой кадр каждую секунду. Размер кадра - большой, что подразумевает чуть большую детализацию, но и чуть большую степень сжатия, но вот то, что пропорции кадра фильма не всегда соблюдены - это плохо. Дело в том, что на DVD пропорциональность кадра не всегда соблюдается и она подгоняется проигрывателем, поэтому размер кадра анаморфных (широкоэкранных) фильмов приходится изменять либо при кодировании, либо при проигрывании, но "DF" для сохранения своего любимого размера (640х480) добавляет черные полосы сверху и снизу кадра, и после этого исправить пропорции в проигрывателе очень трудно - нельзя задать стандартного 16:9 (ведь пропорция кадра для проигрывателя вроде бы "правильная" - 4:3). Зато вторая особенность их продукции, ключевой кадр через каждую секунду, позволяет довольно легко перематывать фильм до нужного места. Дело в том, что для восстановления некоего дельта кадра в последовательности MPEG потока программа-декодер должна прочитать ключевой кадр, а затем последовательно восстановить все дельта кадры, стоящие перед искомым. Процесс этот достаточно ресурсоемкий и порой на плохо кодированных фильмах приходится ждать перемотки по несколько минут! "DF" избавляет нас от изнурительного ожидания, выставляя ключевые кадры достаточно близко друг к другу.

5.1.2. Что предлагает рынок по ассортименту DivX CD и Video DVD.

Несмотря на резкий подъем рынка видеодисков - как CD, так и DVD, фильмов на этом рынке еще очень мало по сравнению с устоявшимся рынком видеокассет. Лицензионная видеокассета до сих пор стоит в 2-10 раз дешевле лицензионного видео DVD, хотя производство его возможно уже и дешевле кассеты. Кроме того, основной поставщик "культуры" - Голливуд, пока еще переполнен видеокассетами, производство которых налажено очень давно, и копии для кассеты готовятся гораздо проще. С этим скорее всего и связан низкий процент старых фильмов на DVD - на их подоготовку к записи требуется большое количество студийных человеко-часов для "заточки" изображения и звука под требуемый стандарт. Ведь изображение должно быть идеально чистым, а звук стремится к 6 каналам! Потому и не торопятся студии готовить свои фильмы под DVD. Зато практически все новые фильмы сразу делаются с учетом современных требований, особенно фильмы с крупным бюджетом, заранее обреченные на кассовые сборы. Правда DVD обычно выходят через несколько месяцев после проката - иначе народ в кинотеатры не пойдет.

Вернемся к нашему бедному, но родному рынку, всецело зависящему от погоды на рынке западном, особенно заокеанском. Конечно же все кассовые новинки, выходящие на DVD на западе, сразу же перецифровываются и в DivX. Мало того, как и на рынке видеокассет, отечественное пиратство стремится сорвать куш побольше, выпустив диск с фильмом еще до мировой премьеры. За это и засудили одного из помощников Джорджа Люкаса - за передачу материалов о "Звездных войнах" третьим лицам до официальной премьеры. Товарищу вменяется ущерб студии около 300 тысяч долларов (? проверить "тысяч"). В результате различных махинаций на наш бедный рынок попадают либо ворованные материалы, либо промо версии с бегущей строкой "позвоните родителям в ФБР", либо зальные версии первой премьеры. Если фильм очень уж кассовый, то после выпуска официальной версии DVD фильм перецифровывается в DivX более качественно. Поэтому покупать кассовые фильмы нужно с опаской - неизвестно, что за "DVD качество" вам попадется. Хуже всего то, что и DVD теперь можно приобрести с таким же "качеством" - дешевые пиратские DVD могут делаться с зальной копии!

Конечно не только зальные копии мы можем найти на DivX CD (как и на пиратских DVD). Это прежде всего все те фильмы, которые лицензированы и переведены на русский язык официальными российскими дистрибьюторами. Их очень легко скопировать и наштамповать, что сильно подрубает продажи официальных студий по сравнению с дешевыми пиратскими дисками - ведь пиратские диски практически идентичны лицензионным по качеству видео! Правда "практически" не означает "абсолютно". Пока еще не отлажена технология на территории России и пиратские диски зачастую намного хуже читаются, чем лицензионные, штампованные за рубежом.

Как говорилось выше, DivX CD вовсе не обязательно являются копиями DVD и их ассортимент не ограничивается перецифровкой с выходивших пиратских и лицензионных DVD с переводом, поэтому ассортимент этих рынков немного отличается. Оцифровываются также классика европейских фильмов, особенно шедших когда-то в советских кинотеатрах и дававших хорошие сборы, полюбившихся людям фильмах - пираты очень чуткие и отзывчивые в этом отношении люди.

Очень узок рынок советских фильмов и особенно мультфильмов. Проблема в том, что Госкино не хватает средств для скорого восстановления нашей классики, хотя работа в этом направлении ведется уже сейчас. Рынок советского кино по сравнению с голливудским занимает максимум 1-3%. Мультфильмов еще меньше. К счастью новое российское кино выходит в достаточном для DVD качестве и оно появляется в DivX сразу после выхода DVD. Конечно пираты не могут обойти вниманием то, что пользуется спросом и уже очень давно советская классика была оцифрована на VCD, с маленьким кадром, обычно с плохих копий. Вот эти VCD сейчас и составляют большую долю на рынке советских фильмов.

Как ни странно, некоторые пираты относятся очень щепетильно к зарубежному неамериканскому авторскому кино. На рынке порой появляются шедевры от Курасавы, Феллини, Бертолуччи и др. авторов. Но так как эта продукция пользуется слабым спросом, ее сложно найти в киосках среди голливудских "шедевров".

В общем и целом можно сказать, что рынок вполне динамичен и быстро пополняется новыми фильмами. К сожалению, как это было раньше и с программами, и с CD с MP3 музыкой, новинки найти обычно легко, но то, что продавалось полгода-год назад, а тем более два года назад, найти в киосках практически невозможно. К счастью в России еще не перевелись коллекционеры, которые порой для поддержания и пополнения коллекции записывают диски на заказ, к тому же есть и частные коммерсанты, которые тратят деньги именно на накопление видеоматериала любого качества для последующей продажи или проката. Так что найти можно многое из того, что выходило в крупных пиратских фирмах и то, что было сделано руками любителей и фанатов.

5.2. Просмотр фильмов.

При покупке фильмов на CD порой возникают проблемы при просмотре - отсутствие звука, отставание видео от звука, грязь в кадре, проблемы со второй звуковой дорожкой, с подключением и отключением субтитров и т.д. Рассмотрим наиболее типичные проблемы.

5.2.1. Требования к компьютеру.

Минимальная конфигурация компьютера для просмотра фильмов VCD, DVD и DivX будет отличаться. Эти представители семейства MPEG требуют разные мощности для декодирования. Несмотря на больший кадр у DVD, ему требуются меньшие мощности, чем DivX, но зато требуется специальное устройство для чтения этих дисков - DVD-ROM. VCD и DivX CD читаются с обычного CD-ROM, но для DivX требуется гораздо более мощный процессор и желательно видеокарта с оверлейным режимом.

Минимальный процессор для просмотра DivX уточнить трудно, так как у этого формата нет единого стандарта на ширину потока данных и каждый кодирует со своими параметрами, в зависимости от своих представлений о качестве. Для самых простых фильмов с небольшим кадром (352х288) и средней ширины потоком вполне достаточно Celeron 300! Но для современных двухдисковых фильмов с 6-канальным звуком может понадобится машина с процессором и до 1.5 ГГц.

Видеокарта для просмотра DivX требуется с ускорением и оверлеем, любая из современных игровых карт подойдет. Огромное количество памяти видеокарты вовсе не обязательно - она не используется для просмотра фильма, ее основное предназначение - хранение текстур в 3D играх. Единственное ограничение, связанное с небольшим количеством памяти - это включение оверлейного ускорения в различных режимах экрана. Скажем у Riva TNT 16Mb оверлейный режим включается только в режиме 800х600 (32 бита) или 1024х768 (16 бит), но в 1024х768 (32 бита) оверлейный режим не включится. Параметры режимов монитора, в которых включается оверлей, можно посмотреть в описании на видеокарту.

Количество памяти компьютера конечно влияет на просмотр фильмов, но в основном это влияет на скорость загрузки фильма. Памяти 128 Мб вполне хватает для просмотра любого фильма, так как в каждый момент времени на декодирование кадра фильма, декодеры и программы проигрывания требуется не так уж и много места в памяти, а превентивное декодирование пока никто не осваивал - процессорного времени порой еще не хватает и на рилтайм.

CD-ROM. В теории для просмотра фильмов достаточно 2-скоростного CD-ROM. Максимальная ширина потока фильмов пока что не превышает 1600 кбит, то есть 200 кб в секунду, скорость же 2-скоростного CD-ROM равна 300 кб в секунду. На деле же даже на 50-скоростных CD-ROM фильмы могут тормозить и дергаться. Почему? Чтение фильма происходит буферными порциями и CD ROM может не выдерживать именно постоянности потока, которая требуется фильму. В связи с этим, а также тем, что CD-ROM обычно шумит при проигрывании, да и износ его идет гораздо сильнее при постоянном использовании, предпочтительнее переписывать фильм перед просмотром на жесткий диск.

Какой же требуется системе жесткий диск для просмотра фильмов? Любой, объемом больше 1 Гб. Даже диски на 1.2 Гб поддерживали скорость чтения около 1 Мб/с, поэтому основным параметром является его объем, чтобы вместить хотя бы один диск с фильмом.

Звуковая система. Звуковая карта возможна любая, но если вы хотите смотреть фильмы с 6-канальным звуком и слушать все 6 каналов при этом, то конечно же понадобится звуковая карта, поддерживающая этот режим. Этим обладают некоторые интегрированные звуковые карты, и конечно последние разработки от Creative - "SB Vile! 5.1" и более поздние модели - "Audigy". Основным ограничением интегрированных звуковых устройств является их зависимость от процессора, не забывайте об этом, проигрывая тяжелые фильмы на вроде бы мощном процессоре - часть мощности процессора уйдет у вас на звук. Еще одной распространенной проблемой было неожиданное ускорение звука на старых картах ISA Yamaha. Их проблема состояла в том, что они не понимали звук 48 кГц, довольно часто используемый в фильмах, особенно перецифрованных с DVD (стандартом для DVD является 48 кГц, а не привычные нам по Audio CD и MP3, 44 кГц). Проблема решается апдейтом драйверов с сайта производителя. Колонки для декодирования фильма роли не играют и их качество должно опрелятся только вашими возможностями и претензиями к чистоте звука.

Монитор. Также никак не влияет на декодирование фильма или качество исходного фильма. Но от его размера, режима и разрешения, а также железных характеристик - сведения, яркости, контрастности, зависит комфортность вашего просмотра.

Меньше всего влияют на просмотр фильмов производитель процессора, корпус, модем, чипсет и производитель материнской платы. Хотя на стабильность системы последние два параметра все же некоторое влияние оказывают.

Итог таков - минимальной машиной для просмотра фильмов можно считать BX/Celeron 300/64 Mb/PCI SVGA 2Mb/PCI SB16/HDD 1.2 Gb. Оптимальной машиной - i845/Celeron 1.2/256 Mb/AGP VGA 32 Mb/SB Live 5.1/HDD 40 Gb. Можно было бы привести параметры и избыточной машины, но такая конфигурация будет расти с течением времени и приводить ее нет смысла.

Из софта на компьютере обязательно должны быть установлены кодеки DivX соответствующей версии, кодек MP3 для воспроизведения звука и фильры АС3 для воспроизведения 6-канального звука. Плэер можно использовать любой - как встроенный плэер Windows, так и частные разработки. Из независимых разработок наиболее удобным и продвинутым лично я считаю BSPlay.

5.2.2. Проблемы просмотра.

Фильм идет, а звука нет. Если настройки вашей звуковой карты в порядке и вы слышите звук в других приложениях (конечно не при проигрывании аудио CD, а в приложениях, использующих основной звуковой канал - например проигрывание mp3), то скорее всего в фильме использован АС3 звук. АС3 - это формат сжатия звука, содержащий от одного до 6 каналов звука 48 кГц, разработанный Dolby Laboratories. Для его проигрывания необходимо установить системные фильтры. Эти фильтры должны быть на диске с фильмом - либо в программе установки, либо в отдельной папке. Если вы не нашли их на диске, стоит обратиться за разъяснениями к продавцу, либо скачать их из Интернета, скажем с сайта http://mydivx.lihoman.ru, где кстати есть форум, в котором можно задать свои вопросы по проблемам проигрывания фильмов.

Видеоряд отстает от звукового ряда. Это показатель маломощности вашей системы, либо неоптимальности ее настроек. Видео и аудио потоки декодируются отдельно и на аудио поток уходит гораздо меньше процессорного времени, чем на видео. Возможные решения проблемы - остановить или выгрузить все работающие по фону программы. Переписать фильм с CD на жесткий диск, так как CD ROM не всегда выдерживает постоянности потока чтения (особенно при высоком потоке, на очень качественных фильмах), что очень важно для декодирования фильма. Уменьшить сглаживание (CPU quality) в настройках кодека до 0. Доступ к настройкам кодека из проигрывателя BSplay - нажать правой кнопкой мыши на окне с фильмом и выбрать пункт меню "Свойства декодеров", затем "DivX MPEG-4". Доступ из проигрывателя Windows Media Player (WMP) 6.4 - "Файл/Свойства", "Дополнительно/DivX 3 Video Decompressor/Свойства". Если и это не помогло, попробуйте установить экранное разрешение 640х480, 16 бит. Последняя попытка - смотреть фильм не в полноэкранном режиме, а в окне с размером оригинального кадра, что еще уменьшит нагрузку на процессор. Если и это не помогло, то этот фильм вам комфортно посмотреть не удастся. Для примера можно сказать, что Celeron 300 вопроизводит многие фильмы среднего качества, но тяжелые фильмы могут тормозить и на Celeron 1000. На проигрывание итакже влияет и видеокарта - старые S3 Trio будут подтормаживать воспроизведение, но любые карты с ускорителем на борту должны воспроизводить фильмы без проблем.

Вам кажется, что кадр состоит из мелких квадратиков, которые мельтешат и мешают просмотру. Фильм слишком сильно сжат, это уже не исправить. Можно попробовать немного сгладить изображение настройками кодека, установив CPU quality на максимум, если позволяет ваш процессор, но тогда вы получите замыленный фильм. Единственное эффективное средство против артефактов и квадратов - наложить "эффект зерна кинопленки" (Noise). Это позволяет сделать универсальный декодер FFDShow, позволяющий воспроизводить фильмы, сжатые различными кодеками MPEG-4 - MS MPEG-4 v1-2-3, DivX 3-4-5, XviD и др. FFDShow также можно взять на странице mydivx.da.ru.

Вы смотрите фильм в WMP 6.4 и не знаете как подключить вторую звуковую дорожку, где записан оригинальный звук без перевода. Проблема в том, что WMP проигрывает сразу все аудиодорожки одновременно и выбрать для прослушивания одну из них нет возможности. Поэтому в WMP при проигрывании такого фильма вы можете услышать некоторое эхо от небольшого сдвига дорожек относительно друг друга. В BSplay все гораздо проще - правая кнопка мыши на окне с фильмом, пункт меню "Выбор аудиодорожки", потоки Stream 1, Stream 2 и т.д. Впрочем в BSplay также можно выбрать и одновременно проигрывание двух дорожек, как и в WMP.

Внешние подключаемые субтитры поддерживают сейчас многие плэеры, но не WMP. В BSplay - правая кнопка мыши на доске проигрывателя для вызова меню, пункт "Открыть субтитры". Далее вы можете настроить их цвет и местоположение, а также отключить их нажав правую кнопку мыши на окне с фильмом и выбрав пункт меню "Субтитры". FFDshow позволяет проигрывать субтитры в любом плэере, в том числе и в WMP 6.4. Для этого надо войти в свойства кодека, как было описано выше, и выбрать в нем пункт subtitles. После этого можно подгрузить субтитры на нужном языке, поменять шрифт, его размер, цвет, положение на экране - все то же, что можно сделать в BSplay.


(c) 01/2003, Сибирский Лихоман http://lihoman.ru
статья опубликована в отредактированном и сокращенном варианте
в трех номерах газеты "Аргументы и Факты на Оби" за 2003 г.
Следующая статья раздела
Возврат на список статей