Запись WAV из VOB файлов.

Что такое WAV?
 
"WAV" - это микрософтовский формат хранения звука. Он всегда имеет заголовок файла, содержащий информацию о размере файла, частоте пр. WAV может быть как планарный (содержащий несжатую информацию), так и сжатый различными типами кодеков, поддерживающих RIFF заголовок от микрософт. Проигрывание таких сжатых WAV файлов требует наличия в системе декодеров. Некоторые из них (ADPCM etc) уже содеражтся в дистрибутиве виндов, а некоторые (WMA, MP3 и т.д.) ставятся другими программами. В редких случаях декодеры приходится ставить самому.

Планарный WAV обычно является наиболее качественным представлением звука на DVD в обычном стерео режиме, т.к. любое сжатие MPEG-кодерами (MP2, MP3, AC3) ведет к потере качества, не всегда правда и не на всяческий слух ощутимой. Звук, записанный в планарный WAV "44 кГц, 16 бит, стерео" приравнивается по качеству к Audio CD. Рассмотрим, каким образом мы можем вынуть WAV с DVD и использовать его в фильме DivX.

Почему именно WAV?
 
Ну не у всех еще стоят аудиокарты типа SB Live 5.1, а следовательно не всем еще нужен 6-канальный звук. И даже 4-канальный не у всех есть. Зато любая карточка поддерживает 44 кГц стерео звук, аналогичный звуку с аудио компакт-диска. А значит в большинстве случаев приходится вырезать из фильма звук WAV и конвертировать его в MP3.

PCM (планарный) WAV позволяют вырезать из VOB программы FlasK и DVD2AVI. У Фласки при этом очень часто возникают глюки, вплоть до вылета, кроме того, она не видит WAV потока, если на DVD записан только PCM WAV звук. АС3 звук Фласка может записать нам в виде отдельного АС3 файла. Который затем придется все равно конвертировать в WAV. DVD2AVI запишет нам WAV из любого АС3, MPEG-2 или PCM WAV потока, причем с возможностью конвертации 48>44 и динамической нормализации громкости.

Как нам сделать WAV?
 
Как мы уже знаем, аудио в фильме может быть в одном из трех форматов (или в любой комбинации из них) - АС3 (Dolby surround 5.1), MPEG-2, PCM WAV. Для начала нам нужно решить из чего мы хотим делать WAV и с какими параметрами - нужны ли конвертация 48 > 44 кГц и нормализация.

В принципе любой из этих форматов содержит звук надлежащего качества. Но если на диске присутствует формат PCM WAV, то лучше конечно взять звук из него, т.к. микширование и конвертация уже произведены профессионалами на студии при помощи качественных программ, а при конвертации скажем из АС3 нашими доморощенными конверторами часть звука из дополнительных каналов может выпасть, что не раз наблюдалось. Кроме того, конвертация из АС3 занимает гораздо больше времени.

Запускаем DVD2AVI. Жмем File/Open и находим наш VOB. В последних версиях DVD2AVI сама находит следующие 10 VOB после выбранного и добавляет их в список. Если нам не нужны лишние VOB, то мы их удаляем с помощью кнопки DEL в интерфейсе окна списка. Далее, выбираем нужный фрагмент (с помощью мышки или стрелочек ">" и "<" передвигаем ролик-рычажок и ограничиваем начало и конец фрагмента кнопками "[" и "]"), либо оставляем как есть, если нам нужно вырезать звук из всего фильма. Думаем, нужен ли нам звук в 48 кГц или мы хотим переконвертировать его в 44 кГц и нужна ли нам нормализация.

Отличия звука 44 и 48 кГц.
 
48 кГц звук вовсе не означает, что в нем только больше высоких. Это еще означает, что становятся слышны более быстрые (или короткие) звуки. Значит мы услышим более четко и естесственно потрескивание углей в костре или треск сухой ветки под ногой. Обычно динамический диапазон фильмов очень широк - от шума листвы при тихом ветерке и тихих фоновых разговоров до взрывов и рева громадных животных, это значит что 48 кГц для фильма - это вовсе не роскошь. Для видеоклипов 44 кГц обычно вполне достаточно, ну кроме очень уж хорошо записанных клипов для ну совсем уж меломанов, для старых мультфильмов вообще обычно хватает 22 кГц.

Важной особенностью звука в 48 кГц является то, что его поддерживают далеко не все аудиокарточки. Так что прежде, чем сохранять себе высокое качество звука, удостоверьтесь, что ваша аудиокарта воспроизводит 48 кГц звук. Если вы не знаете, как это найти в драйверах, описании своей карточки или установках, попробуйте воспроизвести 48 кГц звук скажем с DVD. Если ваша карточка его не поддерживает, то вы услышите неприятный шум и тихое потрескивание - чистота воспроизведения вовсе не будет соответствовать CD качеству. Тогда вам конечно лучше переводить свои фильмы и клипы в 44 кГц.

Если мы все таки решили конвертировать 48 кГц в 44, то выбираем Audio/48>44/Normal (я не заметил различий в качестве между quality и normal, но вы можете поэкспериментировать и сами).

Нормализация.
 
Если звук в фильме или клипе записан на ваш взгляд слишком тихо, то с помощью DVD2AVI мы можем его "нормализовать" - немного усилить. Если звук действительно записан тише, чем 100% уровень (имея в виду и пиковые значения, скажем один единственный за весь фильм выстрел или хлопок дверью), то можно применить обычную нормализацию "до Максимума", т.е. до доведения самых громких звуков в фильме до 100% громкости. Но если в фильме на самом деле есть хотя бы один пик в 100%, то такая нормализация нам ничего не изменит. В таком случае мы можем применить "динамическую" нормализацию звука - громкие места почти не усилятся, средние по громкости усилятся раза в 1.5, а тихие усилятся раза в 3. В результате мы сможем без напряжения услышать тихие места и не будем прыгать при взрывах и выстрелах. Хотя может быть в этом-то и самый кайф... :)

К сожалению пока что в DVD2AVI реализован динамический алгоритм, дающий иногда щелчки на громких местах. Впрочем мы можем использовать для нормализации и более специализированные для этого программы - аудио редакторы. Например Cool Edit Pro. Лично я как раз его и использую, считая, что сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник. Аудиоредактор позволит вам нормализовать звук и до 120%, для усиления общей громкости фильма (т.е. сдвига динамического диапазона в большую сторону без изменения разности в громкостях взрывов и голосов).

Если нам нужна нормализация, выбираем Audio/Normalize/ Maximum или Dynamic соответственно.

Поиск нужного аудио потока.
 
Далее мы, либо с помощью программ, определяющих количество и номера потоков, либо вручную, находим номера трэков, содержащих различные аудиопотоки.

Для автоматического поиска я использую jrDMUX, это ДОС-программа, ее нужно запустить с одним параметром - именем VOB файла и она выдаст список потоков этого файла в их порядке. У нее есть глюк - она воспринимает PCM WAV как DTS.

Вручную поток PCM определяется так: в DVD2AVI выбирается Audio/Linear PCM/track 1, а затем File/Save Project - если ролик, отмеряющий длину фильма, бежит слишком быстро, а винт явно не пишет, то можно не дожидаться, пока ролик добежит до конца фильма - значит 1-й трэк оказался не PCM WAV, это подтвердится если вы заглянете в директорию, куда задали Save Project - там не окажется WAV файла с названием проекта. Значит задаем PCM/track 2 и снова записываем проект и т.д. Аналогично и с АС3 - Audio/Dolby Digital ставится галочка, а трэки выбираются в Audio/Decode/Track 1... К сожалению пока что в DVD2AVI только два показателя, что найден нужный трэк - это хрюканье винта и появление файла WAV в папке проекта с нулевой длиной, в окне статистики положительный результат поиска ничем себя не проявляет.

Обычно на DVD записано не более 3-5 трэков (АС3, MPEG-2 и PCM WAV, возможно на пару языков), пока что еще не распространены DVD с 15 переводами на любой язык, хотя такая возможность и предусмотрена в стандарте. Мало того, если этот DVD еще и для 0 зоны, то какие там могут оказаться языки? Правильно. Один. Английский. 5-я или 6-я зоны аналогично. Кроме русского и китайского (оригинальных, либо переводных + английский) я думаю там никогда никто больше ничего писать не будет. На чеченский никто их не переведет. Хотя на украинский конечно могут... :) Интересно, Украина считается зоной России или европейской?

Результатом наших мучений является файл с расширением WAV, появившийся в папке, куда мы записали Project (.d2v). В полном названии нашего WAV будут все заданные нами параметры. Это очень удобно, если приходится экспериментировать с опциями конвертации, нормализации и выбором потока. Этот WAV мы можем теперь сжать в MP3, как рассказано в следующей статье и затем использовать в нашем конечном фильме DivX.



(c) январь 2001, Сибирский Лихоман http://mydivx.lihoman.ru
Следующая статья раздела
Возврат на список статей