Сжатие звука WAV в MP3.

Что такое MP3?
 
"MP3" - это на самом деле формат MPEG-1 layer 3. То есть принцип сжатия у него тот же, что и у Дивха и у ДВД (МПЕГ-2), правда с более ранним алгоритмом, предназначенным только для 2.0 аудио (2-канальное стерео).

Программы для создания MP3.
 
Исходная ситуация. У нас есть PCM WAV 44(48) kHz 16 bit stereo. Для дальнейшего использования его в AVI DivX нам нужно его сжать в MP3. Чем это сделать и какие параметры использовать?

Программ, сжимающих WAV в MP3 довольно много. Алгоритмов сжатия есть как минимум три (ISO, FIIS, Xing). Они отличаются по скорости и качеству цифровки на разных битрэйтах. Вопросу сравнения их достоинств и недостатков посвящены несколько обзоров на сайте иХБиТ. Международной Меккой mp3-кодеров считается сайт mp3.com. Я обычно использую программу от разработчика этого формата, фирмы Fraunhofer - ".mp3 Producer" v2.1 (b47). Ей я посвящаю эту маленькую статейку.

Работа с "mp3 Producer".
 
В Options обязательно надо поставить "Write RIFF/WAV format", иначе мы не сможем совместить видео и аудио в Virtual Dub, т.к. VD понимает только WAV формат. Если мы хотим конвертитровать пачку файлов WAV в пачку же MP3, то стоит задать заранее в Options/Set Conversion Directory папку, куда будут скидываться результаты - файлы МП3. При batch варианте (пачкой) это придется сделать в любом случае, т.к. в таком варианте Продюсер не позволяет переименовывать файлы и они будут тех же названий, что и оригинал, чтобы не было ошибки перезаписи лучше сразу установить папку результатов.

Далее мы выбираем исходный файл через кнопку Select Input, либо перетаскиваем файл мышью из нашего файл мэнэджэра (Проводник, WinCom и т.д.) прямо в Продюсер. В строке Output появится предположительное место и имя для результирующего mp3-файла. Если нас не устраивает имя или папка, куда должен попасть наш mp3 (с расширением wav), то мы меняем эти параметры через кнопку Set Output - переходим в нужную папку и задаем нужное нам имя. Желательно чтобы имя файла не совпадало с исходным, дабы не запутаться позже с одинаковыми именами. Расширение у конечного файла обязательно должно быть WAV, для последующей работы с Virtual Dub, а имя в принципе может быть любым - для конечного Дивх АВИ это роли не играет.

Выбор битрэйта.
 
Продюсер установится по умолчанию в 24 кбит/сек, 11 кГц, стерео - этого конечно же мало. Надо поменять битрэйт на требуемый нам. Желаемый битрэйт зависит от конечного использования Дивх фильма. Если мы собираемся смотреть его только на ТВ, либо хотим сэкономить на аудио потоке, увеличив немного видео поток для чуть лучшего качества видео, либо это старый фильм, явно моно, то видимо нам не потребуется стерео. Если у вас не идеальный слух и вам пофигу высокие, либо в фильме просто нет высоких частот (плохой оригинал или съемки жертвоприношений в подвале), то достаточно будет реального звука и в 16 кГц. Если это запись с видеомагнитофона или ТВ-сигнала, то частоты дискретизации вполне достаточно и 22 кГц - больше эти источники все равно не дадут по своим стандартам или по качеству вещания (хотя видеоклипы с ТВ можно конечно и повыше попробовать, а вот фильмы однозначно нет смысла).

В Продюсере есть возможность оценить на слух выбранный битрэйт - надо нажать Prelisten, и он оцифрует небольшой начальный фрагмент вашего аудио файла и тут же проиграет его, без сохранения на диск. Даже если в начале файла идут титры и записаны одни шумы, все равно будет ясно, если пойдут искажения. Но если вы еще не определились со своими вкусами и требованиями к аудиопотоку, то лучше немного поэкспериментировать - вырезать с помощью какого-нибудь аудио редактора небольшой наиболее характерный кусочек из фильма и попробовать сжать его в mp3. Это даст возможность определиться с выбором потоков на будущее.

Таблица основных битрэйтов.

ЧД - частота дискретизации (обработки сигнала). РЧ - реальная выходная частота.

kBit/s

ЧД

kbps

РЧ

Описание

256

44 kHz, stereo

32

22 кГц

Максимальные возможности mp3 формата - звук чистый и без искажений. Но и максимальный поток (32 килобайта в секунду), что скажется на чуть большем размере файла mp3 и Дивх и возможно небольшом торможении слабых машин при воспроизведении. Смысл есть использовать только в случае видеоклипов, где очень важен чистый стерео звук.

128

44 kHz, stereo

16

18 кГц

Оптимальные возможности mp3 формата - звук с минимумом искажений. Средний поток - 16 кбайт. Наиболее часто используемый в мире битрэйт при цифровании mp3 аудио с CD. Подходит для любых видеоклипов, кроме пишущихся с ТВ и ВМ (там в принципе нет смысла в таком хорошем качестве).

96

44 kHz, stereo

12

16 кГц

Средние возможности mp3 формата - звук еще нормальный, но могут быть искажения и уже нет высоких частот. Часто используемый битрэйт для Дивх фильмов, хотя выигрыш в конечном весе файла перед предыдущим форматом небольшой, а искажений не в пример больше.

64

44 kHz, mono

8

18 кГц

Это моно аналог варианта 128 кбит. Оптимальные возможности mp3 формата для моно звука - звук с минимумом искажений, но моно. Часто используемый битрэйт для Дивх фильмов, в которых изначально не было или не требуется стереозвука.

48

44 kHz, mono

6

16 кГц

Наиболее плохой звук для фильмов, снятых с ДВД - звук еще более-менее, но могут быть искажения и уже нет высоких частот, причем моно. Битрэйт для Дивх фильмов с плохого источника (перецифровка старого кино без переозвучки на ДВД).

64

22 kHz, stereo

8

11 кГц

Оптимальные возможности mp3 формата для звука, снятого со стерео ВМ - звук может быть с небольшими искажениями, высоких мало. Битрэйт для Дивх фильмов, сграбленных со стерео видеомагнитофонов и старых стерео видеокамер (для новых лучше все таки использовать 128 кбит-44-стерео).

32

22 kHz, mono

4

11 кГц

Оптимальные возможности mp3 формата для звука, снятого с не HiFi источника - звук может быть с небольшими искажениями, высоких мало, зато хорошие средние. Битрэйт для Дивх фильмов, сграбленных с ТВ, VHS видеомагнитофонов и моно видеокамер Video8, Hi8, VHS, Compact VHS. Минимальный битрэйт (4 килобайта в секунду).

После выбора исходного и конечного файлов и битрэйта осталось только нажать кнопку Encode и подождать, пока Продюсер потопчет ваш wav. Скорость цифровки зависит от мощности вашего компьютера, длины исходного файла и выбранного битрэйта. Мои эксперименты показали, что от типа процессора скорость цифровки зависит очень мало, и на Pii, Piii или Celeron с равными скоростями цифроваться будет примерно с одной скоростью (при прочих равных условиях). Поэтому для цифровки аудио и видео лучше покупать более дешевые процессора или более скоростные за ту же цену.

Сжатие пачкой (batch conversion).
 
В Продюсере есть возможность сжать несколько файлов подряд, не вмешиваясь в работу программы. Для этого надо иметь заданный параметр Options/Set Conversion Directory. Выбираем File/Batch Processor. Он открывает отдельное окно процессора пачки. Add позволит нам добавить несколько файлов в диалоге Открытия (выбор нескольких файлов - с Ctrl или Shift). После добавления можно щелкнуть правой кнопкой мыши на любом файле из списка и поменять ему битрэйт на нужный нам. Если мы хотим поменять битрэйт группе файлов, выбираем их с помощью мыши и Ctrl или Shift и жмем правую кнопку - открывается список битрэйтов и мы выбираем нужный. Там же можно сделать Prelisten (проверку на слух) или удалить файл из списка. Для начала цифровки опять же жмем Encode. Процессор будет жать файлы поочередно и складывать их в Destination Directory с расширенем WAV.



(c) январь 2001, Сибирский Лихоман http://mydivx.lihoman.ru
Следующая статья раздела
Возврат на список статей